Культура - отношение к курению. Курить или не курить? Сайт Л.Ф.Котова "Не курить!".

Мешает реклама? Нажать крестик левее белого креста у рекламного блока →→→→
Советы: Как убрать рекламный блок.

Темы

Культура — отношение к курению

Отступления от темы курения,
аналогии в других областях

Венец творенья —
— (начало сайта)

Курить или не курить?
Курение — это беспроигрышная лотерея
Парадос курильщика
Знаменитые жертвы курения

  • Страшная статистика курения
  • Откуда напасть?
  • Защитные механизмы
  • От автора
    От Маяковского
    Стихи о курении
    Полезные ссылки
    Антиреклама курения

    Первоначально, на заре цивилизаций, понятие "Культура" включало 2 аспекта:

    1) взаимодействие "человек — природа" (обработка земли, растениеводство, животноводство, управление водными ресурсами и пр.). Культура — создание комплекса условий, при которых естественное "дикое" растение или животное приобретает лучшие качества, "окультуривается". Определение "табачные культуры" вполне соответствует этому аспекту — получение плодов с нужными качествами и в большом количестве. А использование плодов культуры во вред человеку выходит за рамки этого аспекта (их использование могло бы быть и иным).

    2) воспитание и обучение самого человека — образование умственое и нравственое. Здесь Культура — создание условий для изменения, воспитания самого человека от естественного, "дикого" состояния к новому — необходимому для лучшего соответствия задачам общества, создающего Культуру.
    Воспитание, если оно восходит к понятию Homo Sapiens, имеет целью духовное cовершенствование человека  ("воспитание" может иметь и противоположные цели, но тогда оно противоречит определению sapiens) примеры иного воспитания (правая колонка).

    Однако, культура древних не могла дать обоснованного отношения к курению, оно оставалось вне её внимания. Теперь же, когда вред курения для отдельного человека и для человечества в целом изучен и неопровержимо доказан Культура обязана внести свой вклад в искоренение этого зла.

    К сожалению, человечество (и в этом, вероятно, его главный порок) доводит любую сферу деятельности до абсурда, до противоположного задачам этого вида деятельности результата. Абсурдность развития Культуры в том, что в ней сегодня абсолютно преобладают творения, служащие не духовному совершенствованию человека, а противоположным целям. Дальнейшее развитие этой мысли уведёт нас от темы данного сайта, поэтомы я отсылаю читателя на   развитие до абсурда (правая колонка), а здесь продолжим тему.

    Тема курения — не исключение. Особо подчёркиваю: я говорю не о том, чтобы исключить из произведений искусства сцены курения и не о запрете на произвеления с такими сценами. Я с удовольствием слушаю песню "Давай закурим" в прекрасном исполнении Клавдии Ивановны Шульженко (*1) и не допускаю мысли обеднения её репертуара каким-либо изъятиями. И конечно же "Тёркин" Александра Твардовского (*2) без главы "Кисет" потеряет часть изумительного колорита, полноту описания солдатского быта на войне.  Сцены курения в искусстве
    Подобных примеров можно приводить множество, ведь искусство отражает жизнь, а в жизни, к сожалению, курение глубоко укоренилось. Главное в искусстве — с какой целью делается каждое конкретное "отражение". Индустрия псевдокультуры, использует пространства Культуры, как площадку для бизнеса и, по сути, вытесняет, подменяет Культуру.

    С появлением всё новых и новых технических средств агрессивность псевдокультуры, её разрушительное действие на мораль только возрастает.

    Полагать, что отступление Культуры временное и её ценности будут осознаны деятелями культуры, бессмысленно. Культура в её изначальном понимании — это ценное и очень нежное растение. Его надо выращивать, собирать семена, вновь сеять и выращивать, занимая таким образом все большие пространства. Войны и революции, инквизиции и диктатуры всегда глушили этот процесс, но он вновь и вновь возобновлялся потому что в обществе существует потребность в "культурном человеке".
    Однако псевдокультура пострашнее полчищь варваров, она искажает само понятие Культуры, искореняя таким образом потребность в ней, подменяя эту потребность потребностью низменных чувств. Эта тема уводит нас (колонка справа), но здесь мы продолжим.
    Выше я сказал: "Культура обязана…" и тут же на память приходят многочисленные высказывания деятелей культуры (часто весьма и весьма значительных), главным образом — от искусства (понятие "Культура" шире понятия "Искусство", но мы тут для краткости говорим, в основном, об искусстве). Их суть сводится к утверждению: "я никому ничего не должен!".
    Доказать обратное можно лишь человеку с широко развитой логикой мышления. Однако, со времён крушения контроля церкви над искусством (мы говорим здесь о христианской церкви) у творческих индивидов необычайно исказилось представление о задачах и свободе творчества. Главным в творчестве стало Я, свободное от любых запретов. Даже поругание чьих-либо святынь (*3), не говоря уж о смаковании всяческих извращений, садизма, теперь называется свободой творчества.
    Эта страшнейшая деградация культуры тщательно вуалируется, возводится в норму в СМИ, как в угоду содержащему их капиталу, так и по собственному извращённому пониманию свободы. Этим "свободолюбцам" невдомёк, что между свободой изображать, например, садизм и свободой реального садизма нет никакой разницы: вы хотите свободы изображать, я хочу свободы действовать.

    В совремённом мире СМИ являются стимулятором деградации человечества в значительно большей мере, чем проводником Культуры.

    Всё сказанное не даёт надежд на заметное участие деятелей искусства в наступлении на курение. Поле для деятельности тут — почти не тронутая целина. Есть единичные примеры (*4, *5, *6, …), но они остаются исключением.

    Культура — это, конечно не только искусство. Это ещё и образование, школа, воспитание в изначальном смысле этого слова. Но о каком воспитании в школе может идти речь, если туалеты в сегодняшних наших школах насквозь прокурены (и не только у мальчиков), если в переменку ребетня бегает к ближнему киоску за сигаретами, а девочки "за углом" курят без оглядки на прохожих!

    Наша школа давно уже фактически не выполняет воспитательной миссии. И это не упрёк школе, она — часть государства; каково государство, такова и школа.

    Культура — сеятель (и селекционер!). Но "что посеешь, то и пожнёшь". XIX-й век, золотой век российской культуры творил под девизом:
    "сейте разумное, доброе, вечное". Посевы не успели окрепнуть, размножиться, налетела буря, разыгралась стихия…

    Но Господи Боже! Обрати свой взор на Землю, посмотри, что тут сеют теперь! А что же пожнут?


    Cсылки к тексту:
    (*1) К.И.Шульженко
    (*2) А.Т.Твардовский
    (*3) карикатуры
    (*4) Рассказ А.П. Чехова "Дома", или как отучить человека курить
    (*5) Стихотворение. Учитесь на чужих ошибках
    (*6) Здесь мы здоровье теряем


    Примеры иного воспитания

    Как характерные примеры иного воспитания (не углубляясь в этом направлении) укажем лишь на 2 фильма: индийский фильм "Бродяга" 1951 г. (воспитание вора), и отечественный фильм М.Ромма, 1965 г. "Обыкновенный фашизм" (массовая обработка людей в преступных целях).

    Выше приведены давние примеры, и произвеления эти имели чёткую осуждающию трактовку такого воспитания. Сегодня на кино- и телеэкранах демонстрируется огромнейшее количество фильмов (несравненно более низкого качества, чем названные ранее), в которых нет осуждающего подтекста, а чаще — смакование сцен насилия, убийств. Создаётся впечатление, что цели сегодняшнего искусства — разложение, развращение человека.

    Сегодняшнее искусство является массовым воспитателем убийц, садистов, бандитов. Оно так же стимулирует психические расстройства, порождает маньяков, извращенцев. В значительной мере оно выполняет роль инструмента, работающего на деградацию человечества.
    Так воспитывается Homo atrocis - человек ужасный!
    И всё это под знаменем Свободы творчества!
    возврат к основному тексту

    Развитие до абсурда

    Лишь кратко несколько примеров:

    — "прогресс" в обеспечении свободы личности привёл к признанию нормой извращений, строжайше осуждаемых всеми основными религиями. Законодательство ряда "прогрессивных", "демократических" стран пришло в противоречие с тысячелетними религиозными нормами взаимоотношений людей.
    — производство (включая и продукты питания, бытового употребления) и транспорт создают несовместимые со здоровьем (а очень часто и с жизнью) загрязнения окружаюшей среды (земля, вода, воздух, питание, одежда, жилище). Тревога по конкретным видам отравлений поднимается лишь тогда, когда применяемые технологии уже получили широчайшее распространение.
    — приоритеты развития медицины сосредоточены не на массовом предотвращении заболеваний, а на лечении (нередко, неэффективном или неправильном) уже развившихся болезней. Главная ставка на поддержание любой жизни, нередко индивидов с опасной патологией, но сохраняюших способность к производству потомства. Не этим ли объясняется непрерывное увеличение числа маньяков всех мастей, дебилов, врождённых неизлечимых болезней? Вероятно, человечеству ещё предстоит пересмотреть отношение к евгенике, убрав из неё националистические бредни.

    — культура — тоже может служить иллюстрацией движения к абсурду. Произведений культуры, способствующих духовному совершенствованию человека, по отношению к общей их численности в любой сфере искусства, ничтожно мало, и найти их в безбрежной лавине почти невозможно. Положение усугубляется тем, что практически все системы отбора (критика, фестивали, конкурсы и т.п.) руководствуются не морально этическими нормами оценки произведений, а коммерческими и личностными соображениями. Плоды этого "отбора" пропагандируюся в СМИ, организующими "спрос" публики на эти произведения.
    Совремённая Культура так же (если не более) хаотична, как и в древние времена. Во всяком случае, разрушительных тенденций в ней более, чем созидательных, а изменения идут только вширь (создание новых направлений, новых произведений, техническое вооружение), но не по восходящей. Мне видится тут даже крушение такого основополагающего философского закона, как "Закон отрицания отрицания". Этот закон утверждает, что развитие происходит, как смена форм, каждая новая вытесняет прежнюю, сохраняя её достоинства и теряя её недостатки, тормозившие развитие. Однако основные духовные ценности человечества, по крайней мере, со времён Ветхого завета не изменились, как не изменилась и оценка их правильности. Следовательно, нет необходимости смены приоритетов. Развитие, если бы оно было, заключалось бы в постепенном их достижении всё в большей мере и всё большей частью человечества. Полагаем, что развитие есть движение от хаоса к идеалу. Однако, при неизменных идеалах реальное развитие культуры находится в противоречии с ними.
    возврат к основному тексту

    Искусство варваров

    В авангарде нового варварского нашествия я вижу нынешнюю эстраду с её дебильными тарабарскими песнями, подменившей эстрадное искусство демонстрацией тел. Даже когда исполняются прекрасные старые "песни о главном", иногда их ухитряются испортить приспособлением к нынешним несуразным манерам — дико скачут под задумчивые, сердечные слова, бесчётное число раз, до отвращения твердят одну фразу.
    Юмор в совремённой эстраде почти сплошь состоит их пошлости, даже большие мастера советской эстрады сегодня опустились до пошлости. Но у них есть "оправдание": зал отвечает им аплодисментами. Кто кого тут воспитывает? И каковы же цели культуры — стоять в толпе и удовлетворять её низменным потребностям, похоти, или быть чуть впереди и чуть выше её?

    Сегодня многие деятели культуры и СМИ состязаются в представлении жизни в СССР одними лишь чёрными красками. Достаётся и цензуре. Но советская эстрада породила множество прекрасных артистов (*1, *2), хотя они не опускались до пошлости, даже описывая советские бытовые будни.

    Следом за эстрадой идёт "тяжёлая бронетехника" — теле- и киноиндустрия с полчищами убийц, маньяков, всяческих дракул… Создаётся впечатление, что в идустриальной псевдокультуре "творят" сплошь психически деградированные личности. Вытесняя истинную культуру, они в молодёжной массе, не способной в силу молодости этого понять, создают спрос на подобного рода произведения. А потом этот "спрос" рождает новые предложения. Так нарастает гибельная лавина, последствия которой мы потом видим повсюду.
    В январе 2006 г. наши СМИ сообщили об очередном жутком происшедствии в армии. В Челябинском танковом училище учащиеся в Новый (2006) год так издевались над соучеником, что тому пришлось ампутировать ноги и генеталии. Общественное мнение в очередной (многосотенный) раз было возмущено порядками в армии, правоохранительные органы принялись выявлять и наказывать непосредственных виновников.
    Но главных виновников этой трагедии и других подобных никто искать и наказывать не собирается. Они — создатели теле- и кинопродукции, пропагандирующей насилие, издевательство, убийства, нередко купаются в славе, деньгах; награждают друг друга всяческими призами. И совершенно не замечают на себе и друг на друге кровавых пятен от тысяч и тысяч трагедий совершаемых в армейских, школьных, дворовых и прочих коллективах; не считают себя подстрекателями многочисленных взрывов на почве бизнеса и других. Не отождествляют себя со своими творениями — маьяками, садистами всех мастей. А если иногда и почувствуют на себе указующий перст, то оправдаются (думаю — только в своих глазах) тем, что они лишь отражают жизненные реалии.
    Нет, господа! Это древним ещё могло быть оправданием. Сегодня воздействие зрительных и звуковых образов на психику, особенно психику молодых — установленный факт. Так что, на вас кровь, на вас ответственность за многие тысячи жертв.

    А советские фильмы? Даже не пытаюсь дать примеры — такое множество прекрасных (особенно в сравнении с сегодняшней мерзостью) фильмов делали мастера советского кино. Но нет, хочется назвать хоть что-то из огромного множества: "Маленькие трагедии", "Волшебная сила искусства", "Гараж", "Летят журавли", "В бой идут одни старики", или даже такая дивная миниатюра, как мультфильм "Варежка"… Можно перечислять и перечислять. Да, были среди них и такие, что не "отражали жизнь" (как например, залаянные критиками "Кубанские казаки", но Сравнивая советскую эстраду, советское кино, литературу с нынешними, невольно зарождается крамольная мыслишка: "а может цензура — это не так уж и плохо?"
    возврат к основному тексту


    *1 - — песни и исполнители
    *2 - — песни и исполнители

    к началу страницы

    Copyright © Котов Л.Ф. 2008,
    почта: smoke-not(&)yandex.ru -=- Для связи с автором удалите (&) и вставьте @. -=-