Мешает реклама? Нажать крестик левее белого креста у рекламного блока →→→→
|
Темы |
Культура — отношение к курению |
Отступления от темы курения, |
Венец творенья —
От автора |
Первоначально, на заре цивилизаций, понятие "Культура" включало 2 аспекта: 1) взаимодействие "человек — природа" (обработка земли, растениеводство, животноводство, управление водными ресурсами и пр.). Культура — создание комплекса условий, при которых естественное "дикое" растение или животное приобретает лучшие качества, "окультуривается". Определение "табачные культуры" вполне соответствует этому аспекту — получение плодов с нужными качествами и в большом количестве. А использование плодов культуры во вред человеку выходит за рамки этого аспекта (их использование могло бы быть и иным). 2) воспитание и обучение самого человека — образование
умственое и нравственое. Здесь Культура — создание условий для
изменения, воспитания самого человека от естественного, "дикого" состояния к
новому — необходимому для лучшего соответствия задачам общества, создающего
Культуру. Однако, культура древних не могла дать обоснованного отношения к курению, оно оставалось вне её внимания. Теперь же, когда вред курения для отдельного человека и для человечества в целом изучен и неопровержимо доказан Культура обязана внести свой вклад в искоренение этого зла. К сожалению, человечество (и в этом, вероятно, его главный порок) доводит любую сферу деятельности до абсурда, до противоположного задачам этого вида деятельности результата. Абсурдность развития Культуры в том, что в ней сегодня абсолютно преобладают творения, служащие не духовному совершенствованию человека, а противоположным целям. Дальнейшее развитие этой мысли уведёт нас от темы данного сайта, поэтомы я отсылаю читателя на развитие до абсурда (правая колонка), а здесь продолжим тему. Тема курения — не исключение. Особо подчёркиваю: я говорю не о том, чтобы
исключить из произведений искусства сцены курения и не о запрете на
произвеления с такими сценами. Я с удовольствием слушаю песню "Давай закурим"
в прекрасном исполнении Клавдии Ивановны Шульженко (*1) и не допускаю мысли
обеднения её репертуара каким-либо изъятиями. И конечно же "Тёркин" Александра
Твардовского (*2) без главы "Кисет" потеряет часть изумительного колорита,
полноту описания солдатского быта на войне. Сцены курения в искусстве
С появлением всё новых и новых технических средств агрессивность псевдокультуры, её разрушительное действие на мораль только возрастает. Полагать, что отступление Культуры временное и её ценности будут осознаны
деятелями культуры, бессмысленно. Культура в её изначальном понимании — это
ценное и очень нежное растение. Его надо выращивать, собирать семена, вновь сеять и
выращивать, занимая таким образом все большие пространства. Войны и революции,
инквизиции и диктатуры всегда глушили этот процесс, но он вновь и вновь
возобновлялся потому что в обществе существует потребность в "культурном
человеке". В совремённом мире СМИ являются стимулятором деградации человечества в значительно большей мере, чем проводником Культуры. Всё сказанное не даёт надежд на заметное участие деятелей искусства в наступлении на курение. Поле для деятельности тут — почти не тронутая целина. Есть единичные примеры (*4, *5, *6, …), но они остаются исключением. Культура — это, конечно не только искусство. Это ещё и образование, школа, воспитание в изначальном смысле этого слова. Но о каком воспитании в школе может идти речь, если туалеты в сегодняшних наших школах насквозь прокурены (и не только у мальчиков), если в переменку ребетня бегает к ближнему киоску за сигаретами, а девочки "за углом" курят без оглядки на прохожих! Наша школа давно уже фактически не выполняет воспитательной миссии. И это не упрёк школе, она — часть государства; каково государство, такова и школа. Культура — сеятель (и селекционер!). Но "что посеешь, то и пожнёшь".
XIX-й век, золотой век российской культуры творил под девизом: Но Господи Боже! Обрати свой взор на Землю, посмотри, что тут сеют теперь! А что же пожнут? Cсылки к тексту: |
Примеры иного воспитанияКак характерные примеры иного воспитания (не углубляясь в этом направлении) укажем лишь на 2 фильма: индийский фильм "Бродяга" 1951 г. (воспитание вора), и отечественный фильм М.Ромма, 1965 г. "Обыкновенный фашизм" (массовая обработка людей в преступных целях). Выше приведены давние примеры, и произвеления эти имели чёткую осуждающию трактовку такого воспитания. Сегодня на кино- и телеэкранах демонстрируется огромнейшее количество фильмов (несравненно более низкого качества, чем названные ранее), в которых нет осуждающего подтекста, а чаще — смакование сцен насилия, убийств. Создаётся впечатление, что цели сегодняшнего искусства — разложение, развращение человека. Сегодняшнее искусство является массовым воспитателем убийц, садистов, бандитов. Оно так же стимулирует психические расстройства, порождает маньяков, извращенцев. В значительной мере оно выполняет роль инструмента, работающего на деградацию человечества.
Развитие до абсурдаЛишь кратко несколько примеров: — "прогресс" в обеспечении свободы личности привёл к признанию нормой извращений, строжайше
осуждаемых всеми основными религиями. Законодательство ряда "прогрессивных", "демократических"
стран пришло в противоречие с тысячелетними религиозными нормами взаимоотношений людей.
— культура — тоже может служить иллюстрацией движения к абсурду. Произведений культуры,
способствующих духовному совершенствованию человека, по отношению к общей их численности
в любой сфере искусства, ничтожно мало, и найти их в безбрежной лавине почти невозможно.
Положение усугубляется тем, что практически все системы отбора (критика, фестивали, конкурсы
и т.п.) руководствуются не морально этическими нормами оценки произведений, а коммерческими
и личностными соображениями. Плоды этого "отбора" пропагандируюся в СМИ, организующими "спрос"
публики на эти произведения.
Искусство варваровВ авангарде нового варварского нашествия я вижу нынешнюю эстраду
с её дебильными тарабарскими песнями, подменившей эстрадное искусство демонстрацией тел. Даже когда
исполняются прекрасные старые "песни о главном", иногда их ухитряются испортить приспособлением к
нынешним несуразным манерам — дико скачут под задумчивые, сердечные слова, бесчётное число раз, до
отвращения твердят одну фразу. Сегодня многие деятели культуры и СМИ состязаются в представлении жизни в СССР одними лишь чёрными красками. Достаётся и цензуре. Но советская эстрада породила множество прекрасных артистов (*1, *2), хотя они не опускались до пошлости, даже описывая советские бытовые будни. Следом за эстрадой идёт "тяжёлая бронетехника" — теле- и киноиндустрия
с полчищами убийц, маньяков, всяческих дракул… Создаётся впечатление, что в идустриальной
псевдокультуре "творят" сплошь психически деградированные личности. Вытесняя истинную культуру,
они в молодёжной массе, не способной в силу молодости этого понять, создают спрос на подобного
рода произведения. А потом этот "спрос" рождает новые предложения. Так нарастает гибельная лавина,
последствия которой мы потом видим повсюду. А советские фильмы? Даже не пытаюсь дать примеры — такое множество прекрасных
(особенно в сравнении с сегодняшней мерзостью) фильмов делали мастера советского кино.
Но нет, хочется назвать хоть что-то из огромного множества: "Маленькие трагедии",
"Волшебная сила искусства", "Гараж", "Летят журавли", "В бой идут одни старики", или даже такая
дивная миниатюра, как мультфильм "Варежка"… Можно перечислять и перечислять. Да, были
среди них и такие, что не "отражали жизнь" (как например, залаянные критиками "Кубанские казаки",
но Сравнивая советскую эстраду, советское кино, литературу с нынешними, невольно
зарождается крамольная мыслишка: "а может цензура — это не так уж и плохо?" *1 - — песни и исполнители *2 - — песни и исполнители |
к началу страницы |
Copyright © Котов Л.Ф. 2008, |